В мире модификация Tourer V (X90 и X100) приобрела большую известность среди людей, занимающихся усовершенствованием автомобилей (тюнингом), благодаря огромному потенциалу, скрытому в двигателе 1JZ-GTE. Разработкой усовершенствованных вариантов занимается как официальное подразделение компании Toyota — фирма TRD, так и множество независимых частных ателье. Усовершенствованные комплектующие производят такие известные компании как TRD, HKS, Blitz, A’PEXi, Tein и др. В России данная модель получила наибольшее распространение в двух видах автомобильного спорта: заездах на 402 м (дрэг-рейсинг) и скоростном прохождении поворотов в заносе (дрифтинг). В первом случае машина оптимально подходит, благодаря очень большому потенциалу двигателя (до 500 л.с. на стандартной поршневой). Во втором — благодаря наличию заднего привода с блокировкой (Torsen); на профессиональные модификации автомобилей конструкторы ставят наиболее жёсткие виды блокировки 1.5—2 way . Также выпускалась модификация Tourer S (X90 и X100), в которой присутствовала подвеска от Tourer V, с двигателем 1JZ-GE объёмом 2,5 литра и с изменённым впрыском топлива. Комплектация Tourer S в кузове Х100 имела до рестайлинга автоматическую коробку с 4 ступенями, после рестайлинга получила модернизированную АКПП .
Владелец этого праворульного японского седана изначально хотел, чтобы машина не только могла эффектно выставляться боком, но и после всех переделок осталась пригодной к повседневной езде. Но чем глубже Игорь погружался в тюнинговые мероприятия, тем яснее понимал, что одним из амплуа его Toyota Chaser Tourer V придется пожертвовать – победил дрифт!
Азы дрифта Игорь постигал за рулем редкого Lexus IS300 мощностью 215 л.с. на «механике». Процесс оказался захватывающим, и для дальнейших занятий свежеиспеченному гонщику захотелось технику помощнее. Поначалу была мысль сделать «лексусу» свап – имплантировать ему мотор 2JZ-GTE, но поскольку автомобиль был в идеальном состоянии, да и бюджет операции по пересадке сердца вырисовывался немалый, от этой идеи Игорь отказался. Он решил пойти простым путем: продать IS и купить автомобиль, изначально созданный мощным самим производителем, и уже от этой «печки» плясать дальше. Выбор пал на Toyota Chaser Tourer V, оснащенный турбомотором 1JZ-GTE мощностью 280 л.с., надежной механической трансмиссией R154 и самоблокирующимся дифференциалом Torsen.
Игорь точно знал, что будет ездить на Chaser на дрифт-мероприятия и дальше тюнинговать машину, но превращать ее в хардкорный корч не хотел, аппарат должен был остаться пригодным для повседневной езды. Первым делом владелец принялся за глобальное ТО: заменил и восстановил уставшие за время эксплуатации предыдущими владельцами узлы и агрегаты, перебрал ходовую. В задней подвеске вышедшие из строя сайлент-блоки Игорь заменил на ШС от Toyota Supra, а в крепления S-образных рычагов передней подвески установил полиуретан, после чего автомобиль стал гораздо собраннее и точнее реагировал на повороты руля в заносе.
Игорю хотелось изменить и внешность авто, но он долго не мог выбрать подходящий обвес. В итоге остановился на Vertex, но за три месяца так и не нашел оригинальный комплект. Зато удалось разыскать кит качественной копии порогов и заднего бампера, да еще и новый японский передний бампер, который по цене был как полный комплект копии с доставкой. После качественной подгонки и профессиональной окраски машина засияла.
Далее настала очередь замены турбокомпрессора, так как имеющийся начал «подкидывать масло». Игорь рассказывает: «Просто менять турбину на исправную – не мой метод. Я понимал, что нужно что-то другое, что даст мотору больше воздуха. Выбрал гибридную CT15 KdTurbo ed. Ver3, потому что у нее картридж от более производительной турбины, что является обычной практикой с целью получить больший наддув без серьезных дорогостоящих переделок. Я и выбрал ее по причине нехватки средств на более серьезный турбо-кит, так как такое решение составляет треть от его стоимости. Чтобы добавить топлива, я поменял форсунки, более производительный насос от Toyota Supra был внедрен еще предыдущим владельцем. Заодно я заменил свечи (теперь HKS) и поставил кит выноса катушек Nology, чтобы усилить зажигание. Установил большой радиатор и перенастроил ЭБУ, дабы все обновки работали вместе как следует. Настройку я предпочитаю доверять профессионалам, здесь много нюансов и, если накосячить, можно очень быстро угробить двигатель. Сейчас он настроен на максимальное давление в 1,3 бара (в стоке было 0,7)».
Тяга Игоря к экспериментам выразилась и в том, что на Chaser, помимо стокового варианта, стояло три комплекта разных стоек – HKS, Tein и Tanabe, пока не нашлись устраивающие по характеристикам койловеры Cusco P-zepo 2. Также Игорь долго изучал вопрос выворота колес. Первый вариант был кастомным, компромиссным, позволяющим ездить на машине каждый день, имея максимальный выворот в дрифте. Затем были куплены поворотные кулаки из экспериментальной серии, но они оказались не очень надежными: быстро начали люфтить, а затем, накануне Мацури в Мячково, и вовсе приказали долго жить. От них пришлось отказаться в пользу проверенных сошек от «Миваки Крю», которые дали большой выворот и огромный развал передних колес. В перспективе Игорь хочет подобрать комплект, дающий большой выворот, но без дикого развала передних колес, что должно уменьшить износ передних покрышек, которые сейчас приходится менять два раза в сезон.
Блокировок дифференциала и вариантов главных пар этот Chaser также повидал немало. Сначала был заводской Torsen, который Игорь заварил, когда купил редуктор с ГП 4,6, и 2013 год автомобиль откатал на «заварке». В дрифте пилот был всем доволен, но езда по городу, особенно на парковке или при заезде в гараж, превращалась в сущее мучение, в том числе для керамического сцепления – в поворотах чувствовались удары в коробку, в особенно крутых виражах убивались привода. Взвесив все за и против, Игорь заказал LSD 2 way Tomei и успешно инсталлировал его, заменив главную пару на 4,3. Теперь дифференциал устраивает его на все сто – и в городе никаких неудобств, и в дрифте блокировка что надо. В процессе тренировок Игорь зафиксировал сильные вибрации заднего подрамника, которые приводили к разрушению сайлент-блоков подвески и ухудшению управляемости. Чтобы от них избавиться, в подвеске появилась уникальная (таких даже в Японии не делают) распорка редуктора от гуру кастом-тюнинга Виктора Soara. Проставки в редуктор Weld зажимают подушки, уменьшая пагубную вибрацию во время дрифта. В рейку установлены спейсеры 4 мм – проставки, которые вкручиваются между штоком рейки и рулевой тягой, что увеличивает ход рейки, тем самым добавляя несколько дополнительных градусов выворота. Угол Аккермана доведен до нуля, что дает эффект недостаточной поворачиваемости, зато пилот получает отличный «держак» и рулежку в дрифте. Обычно угол Аккремана способствует более стабильному поведению машины в поворотах при повседневной езде, но мешает в управляемом заносе, поэтому дрифтеры убирают этот угол, жертвуя удобством управления в городе в пользу лучшей управляемости в дрифте. Путем изменения геометрии поворотных механизмов получается очень острый руль при малом количестве оборотов от упора до упора и очень хорошей обратной связи.
Итак, на данный момент Игорь нашел идеальную для себя конфигурацию подвески, и дальнейшие его планы направлены на увеличение мощности двигателя. Что касается внешности Toyota, то она меняется постоянно, так как бампера и обвесы в условиях наших дорог и тем более дрифта – расходники. К тому же Игорь настоящий коллекционер колесных дисков: помимо красивых «городских катков» он накопил еще десяток комплектов, которыми пользуется во время дрифт-заездов. Все внедренные в машину изменения, однако, сделали езду по городу слишком неудобной, и от повседневной эксплуатации своего Chaser Игорь отказался, но иногда, ради впрыска адреналина, вполне может сгонять на нем «за хлебом»!
Список доработок
Позиция |
Цена, руб. |
ДВИГАТЕЛЬ (стандарт: объем 2,5 л, индекс мотора 1JZ-GTE, мощность 280 л.с.) |
|
Впуск A’PEXi |
6000 |
Выпуск HKS Super Drager |
13 000 |
Фронтпайп A’PEXi |
3000 |
Толстый радиатор |
6000 |
Подушки мотора кастом |
7000 |
Маслокулер, перенос масляного фильтра из штатного места |
10 000 |
Турбокомпрессор CT15 KdTurbo ed. Ver3 |
25 000 |
Форсунки Denso 540 см3/мин |
12 000 |
Широкополосный лямбда-зонд AEM |
6000 |
Маслоуловитель Cusco |
3000 |
Свечи HKS M40i |
6000 |
Ремень ГРМ HKS |
6000 |
Термостат Tama 76,5 гр |
2500 |
Топливный насос от Toyota Supra USA 280 л/ч |
6000 |
Блоу-офф Sard R2D2 |
5000 |
Кулер Greddy Spec-LS |
12 000 |
Кит переноса катушек Nology |
8000 |
ЭЛЕКТРОНИКА |
|
ЭБУ A’PEXi Power FC + Commander |
30 000 |
Буст-контроллер A’PEXi AVC–R |
12 000 |
Турботаймер Pivot |
2000 |
Датчики Depo: температура масла, температура воды, давление масла, давление наддува |
12 000 |
ТРАНСМИССИЯ |
|
LSD 2WAY Tomei |
25 000 |
Облегченный маховик Tom’s |
12 000 |
ТОРМОЗА |
|
Тормоза от Toyota Supra RZ (4-поршневые спереди, 2-поршневые сзади) |
30 000 |
Армированные тормозные шланги |
5000 |
Стабилизаторы KTS |
12 000 |
Гидравлический ручной тормоз ABE |
6000 |
2 суппорта под гидравлический ручной тормоз |
3000 |
Проставки для установки 2 суппортов |
6000 |
ПОДВЕСКА |
|
Распорка Cusco с упором в ГТЦ передняя Распорка Cusco задняя |
6000 4000 |
Распорка редуктора Соара |
3000 |
Проставки в редуктор Weld |
4500 |
Шайбы в подрамник Ikeya Formula |
4000 |
Верхние регулируемые рычаги Cusco |
10 000 |
Спейсеры в рейку 4 мм |
600 |
Сошки выворот+, Аккерман 0 |
6000 |
Регулируемые косые рычаги на ШС |
8000 |
Нижняя распорка треугольник TRD |
3000 |
Стойки Cusco P-zero 2 |
25 000 |
Задние регулируемые рычаги AjS |
8000 |
КУЗОВ |
|
Передние крылья D-Max +15 мм |
8000 |
Пороги и задний бампер Vertex |
14 000 |
Передний бампер BNsport |
8000 |
«Хрустальные» поворотники Clear World |
5000 |
ИНТЕРЬЕР |
|
Подиум для датчиков вместо центральных воздуховодов |
2000 |
Руль Nardi |
5000 |
Ковши Bride |
25 000 |
Ремни безопасности Sabelt |
2500 |
Кулиса коробки передач C's |
6000 |
ДИСКИ И ШИНЫ |
|
Диски Hanbai dt 05 r 9' +20 10'+30 |
65 000 |
Шины Nankang Ns2 спереди 235/40 R 18, сзади 245/40 R 18 |
- |