ФГОС НОО ОВЗ

ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 4.1)

С сентября 2016 года у первоклассников, имеющих статус ОВЗ, появляется возможность освоения начальной ступени образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.

В соответствии с частью 6 ст. 11 вышеуказанного закона определена реализация права слабовидящего обучающегося на образование.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с п. 9 статьи 2 ФЗ № 273 образовательная программа МБОУ «Лицей №2» включает комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Цель реализации АООП НОО для слабовидящего обучающегося— это создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.

Обучение по АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) может проходить в пролонгированные сроки (с увеличением времени обучения на 1 год), но к моменту завершения начальной ступени образование слепых и слабовидящих обучающихся по итоговым достижениям должно полностью соответствовать требованиям ФГОС НОО, предъявляемым к результатам освоения основной образовательной программы. На основании выданных ПМПК рекомендаций по обучению ребёнка родители обращаются в предпочитаемую образовательную организацию, в которой, исходя из существующих возможностей, либо разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП) к освоению ООП с индивидуальным учебным планом с учётом ИПР (для ребёнка инвалида), либо, если в школе существует аккредитованная АООП для слепых и/или слабовидящих обучающихся, подбирается один из вариантов обучения в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, подходящий для данного ребёнка.

На основе ФГОС образовательная организация может разработать в соответствии со спецификой своей уставной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учётом особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с ОВЗ.

Тем не менее у родителей слепого или слабовидящего ребёнка есть законное право обучаться в любой образовательной организации, реализующей основную образовательную программу. Для такого обучающегося специалистами и педагогами школы индивидуально разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП). В соответствии с п. 28 ст. 2 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» «адаптированная образовательная программа представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Варианты организации обучения

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

Вариант 4.1. Обучение в образовательной организации, реализующей основную образовательную программу (ООП) в соответствии с ФГОС НОО, по адаптированной образовательной программе (АОП) начального общего образования и индивидуальному учебному плану (ИУП), совместно с нормально видящими сверстниками. С дополнительным посещением коррекционных тифлопедагогических занятий и необходимых реабилитационных курсов в соответствующих организациях. Срок обучения — 4 года.

Документы образовательной организации

При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ № 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом:

1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ.

2. Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ.

3. Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ.

4. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ.

5. Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

6. Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ.

В качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтверждающие:

- создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ утверждении положения о рабочей группе);

- внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ;

В соответствии с уставом МБОУ "Лицей №2" (Устав (Приказ № О внесении изменений в устав МБОУ "Лицей №2" от 28.06.2016г.; )), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №2" общежитие/интернат обучающимся не предоставляет.

 

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

-слепых и слабовидящих обучающихся;

-обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

-обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;

-обучающихся с задержкой психического развития;

-обучающихся с умственной отсталостью;

-обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

1. Нормативно-правовое обеспечение ведения ФГОС ОВЗ  

2. Перечень оборудования направленное на создание безбарьерной среды для маломобильной группы населения с ограниченными возможностями в МБОУ «Лицей №2» 

3. Мониторинг по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить интеграцию в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов 

4. Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ 

5. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования 

6. Акт обследования объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования к паспорту доступности 

7. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ Вариант 4.1 

8. План работы с детьми ОВЗ  

9. План психологического сопровождения  



        Нормативные документы:

1. Договор на оказание образовательных услуг 

2. Договор с ТМПК 

3. ПОЛОЖЕНИЕ о ППк 

4. Положение об индивид. образовательной программе 

5. Положение об учебном плане 

6. Приказ о рабочей группе

7. План психологического сопровождения  

8. План работы с детьми ОВЗ

9. Рекомендации работы с детьми ОВЗ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ


СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ