ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
 
Восемь принципов инклюзивного образования:
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Условия для инклюзивного образования в МБОУ «Лицей № 2»
  1. В лицее имеется педагог- психолог высшей квалификационной категории;
  2. В рамках осуществления оздоровительной деятельности в МБОУ «Лицей № 2» имеются:
  3. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, организуется обучение на дому;
  4. В рамках инклюзивного образования в МБОУ «Лицей №2» созданы условия для обучения с использованием дистанционных технологий:
    • Электронная программа NET-школа (персональные электронные ящики, доска объявлений);
    • Сайт МБОУ «Лицей №2» (разделы «Блогосфера», «Форум»).
  5. Материально- техническая база
  6. Информация о досуговых мероприятиях


Нормативные документы
  • Нормативная документация на портале системы образования г. Нижневартовска
  • Цикличный план мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования в МБОУ «Лицей № 2»
  • Положение  о  порядке  организации  индивидуального обучения  на  дому 
  • Порядок осуществления  образовательной  деятельности  с  применением  дистанционных технологий при реализации  образовательных программ  в МБОУ «Лицей №2»
  • План психологического сопровождения мероприятий, возложенных ИПРА детей с ОВЗ в МБОУ «Лицей №2» на 2017-2018 учебный год
  • План работы по реабилитации или абилитации детей ОВЗ МБОУ «Лицей № 2» на 2017-2018 учебный год


ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам после 1 сентября 2016 года.

Документы, регламентирующие введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
  • Нормативные документы, регламентирующие  введение ФГОС начального общего образования  обучающихся с ОВЗ
    • Федеральный уровень
    • Региональный уровень
  • Адаптированные примерные основные образовательные программы начального общего образования
  • Приказ от 27.06.2016 года № 831 «Об утверждении ответственных лиц и координации деятельности  МБОУ «Лицей №2» по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья
  • Порядок работы рабочей группы по подготовке к введения Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья в МБОУ «Лицей №2»
  • План подготовительных мероприятий для введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья
  • Дорожная карта МБОУ «Лицей №2»  по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ОВЗ с 01.09.2016 года

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
  • Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Нижневартовска
  • Постановление администрации города Нижневартовска от 14.07.2017 г.
  • Заявление (форма) о проведении  комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка 

Психолого-педагогический консилиум в МБОУ «Лицей №2»
Состав психолого-педагогического консилиума МБОУ «Лицей №2»:
Члены комиссии:
Документы:
  • Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «Лицей №2»
  • План работы психолого-педагогического консилиума МБОУ «Лицей №2»
  • График работы психолого-педагогического консилиума МБОУ «Лицей №2»