Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Цели ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: 
  • единство образовательного пространства Российской Федерации; 
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего полного общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. 
  • духовно-нравственное развитие и воспитание 
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. 
Стандарт является основой для: 
  • разработки основных образовательных программ; 
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов; 
  • организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности; 
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения; 
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования; 
  • проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся; 
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации; 
  • организации деятельности работы методических служб; 
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организация; 
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.



 



Процесс внедрения ФГОС в лицее
С 1 сентября 2011 года в лицее началось поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
В текущем учебном году Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования осваивают обучающиеся 1 - 4 классов.    
В опережающем режиме федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования введен в на параллелях 5, 6, 7, 8, 9 классов.    
Основными документами, регламентирующими образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС являются: «Основная образовательная программа начального общего образования» и «Основная образовательная программа основного общего образования», разработанные с учетом ФГОС общего образования. Для координации деятельности в лицее создана координационная и рабочие группы, состав и направления деятельности которых определены приказом «Об утверждении ответственных лиц и координации  деятельности  МБОУ «Лицей №2» в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, федеральные  государственные образовательные стандарты начального общего образования  для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2016-2017 учебном году».    
Деятельность лицея в данном направлении осуществляется планомерно в соответствии Планом работы МБОУ «Лицей № 2» по опережающему введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2016-2017 учебный год.   

  

Государственный образовательный стандарт

Обучающиеся, не осуществившие переход на ФГОС общего образования (10-11 классы), в текущем учебном году продолжают обучение по общеобразовательным программам, разработанным в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями обучающегося. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования
Координационная группа
Состав координационной группы: 
Нормативные документы
Стажировочная площадка
С 1 сентября 2011 года на базе МБОУ «Лицей № 2» была открыта региональная «пилотная» площадка по вопросам опережающего введения ФГОС на ступени основного общего образования. С учетом наработанного опыта с 1 сентября 2013 года лицей получил статус региональной стажировочной площадки.   
Цель стажировочной площадки: 
Организация и сопровождение повышения квалификации педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в форме стажировки в рамках образовательных программ дополнительного профессионального образования АУ «Институт развития образования». 
Задачи: 
  • включение педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в практическую деятельность стажировочной площадки – носителя актуального опыта; 
  • организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик обучающихся; 
  • ресурсное обеспечение образовательной деятельности обучающихся; 
  • предоставление дополнительных консалтинговых услуг. 
Прогнозируемые результаты: 
Распространение лучшего педагогического опыта и моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования за счет проектирования обучающимися (стажерами) на основе изученного инновационного опыта введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в пилотном режиме собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретной образовательной организации пилотном режиме собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретной образовательной организации по теме «Особенности механизма реализации модели технического образования через интеграцию учебной, внеурочной и внеклассной деятельности в условиях введения ФГОС основного общего образования»

  

Педагогические чтения - 2014. Из опыта работы (pdf, 568 Кб)

В настоящем сборнике представлены публикации, тезисы статей учителей лицея об апробированных на практике техниках, приемах, компетентностно – ориентированных заданиях и пр., давших на практике определенный эффект в достижении образовательных результатов обучающихся: предметных, метапредметных и личностных.