Проектирование современного урока в контексте ФГОС ООО

 

Проектирование современного урока в контексте ФГОС ООО

Как технологическая карта помогает планировать современный урок?
Сегодня учитель должен в достаточно короткое время принципиально изменить подходы к проектированию урока и деятельности ученика, а самое главное, на мой взгляд, по- новому осмыслить свою роль в образовательном процессе. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Как технологическая карта помогает проектировать современный урок?
Технологическая карта урока – что это?[spoiler]
Технологическая карта урока – современ­ная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Технологическая карта позволит учителю:
·    реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
·    системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
·    проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
·    на практике реализовать межпредметные связи;
·    выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на    каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы (раздела) с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и обучающихся, организовать самостоятельную деятельность учеников  в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
·    учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата;
·    используются эффективные методы работы с информацией;
·    организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
·    обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
(на примере русского языка)

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.
2. Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
3. Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
4. Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
5. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
6. Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.
7. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся  в работу на уроке.
8. Дает:
  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...
9. Организует:
  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения задания;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
·   беседу, связывая результаты урока с его целями.
10. Подводит обучающихся к выводу о…
11. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
12. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
13. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

1. Проводят  самоконтроль готовности к уроку.
2. Моделируют открытие нового знания.
3 .Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют задание в тетради.
4. По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
5. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Проводят морфемный анализ слов.
6. Отвечают на вопросы учителя.
7. Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
8. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
9. Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
10. Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
11. Высказывают свои предположения в паре.
  • Сравнивают…
  • Читают текст…
  • Читают план описания…
  • Подчеркивают характеристики…
12. Находят в тексте понятие, информацию.
13. Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
14. Высказывают свое мнение.
    Осуществляют:
  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.
15.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
16. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Единой, устоявшейся формы технологической карты пока не существует.
На мой взгляд,  лучше всего отражает параметры системно-деятельностного  обучения   следующая структура карты (приложение: технологические карты  по системе уроков по модулю №6 «Однородные члены предложения»).
Список литературы
1. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение, 2012.
2. Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования nsportal.ru. -2014.
3. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой. – 2011. №12.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом российской Федерации 4 февраля 2010г. №271).
5. Образовательная система «Школа 2100»/Под ред. А.А. Леонтьева. – Баласс, 2000.
6. Мороз Н.Я. «Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГИПК и ПРР и СО», 2006.
*
 
....